HTML – это развивающийся язык. Это не остается неизменным надолго, пока не будет внесен пересмотренный набор стандартов и спецификаций, чтобы упростить создание более красивых и эффективных сайтов. Начнем с самого начала…
HTML 1.0
HTML 1.0 был первым выпуском HTML в мире. В то время в создании веб-сайтов участвовало не так много людей, и язык был очень ограничен. Вы действительно не могли ничего сделать, если бы не добавили простой текст в Интернет.
HTML 2.0
HTML 2.0 включал все, что было в оригинальной спецификации 1.0, но добавил несколько новых функций. HTML 2.0 был стандартом для дизайна веб-сайтов до января 1997 года и впервые определил многие основные функции HTML.
HTML 3.0
Сейчас все больше и больше людей вовлекаются в HTML-игру, и хотя предыдущие стандарты предлагали некоторые приличные возможности веб-мастерам (как они стали называться), они жаждали большего количества возможностей и тегов. Они хотели улучшить внешний вид своих сайтов.
Вот тут и начались проблемы. Компания под названием Netscape была явным лидером на рынке браузеров в то время с браузером под названием Netscape Navigator. Чтобы успокоить крики авторов HTML, они ввели новые проприетарные теги и атрибуты в свой браузер Netscape Navigator.
Эти новые возможности были названы тегами расширения Netscape. Это вызвало большие проблемы, поскольку другие браузеры пытались воспроизвести эффекты этих тегов, чтобы не отставать, но не могли заставить свои браузеры отображать вещи таким же образом. Это означало, что если вы разрабатываете страницу с помощью Netscape ET, она будет плохо выглядеть в других браузерах. Это вызвало замешательство и раздражение.
В это время рабочая группа HTML, возглавляемая человеком по имени Дэйв Рэггетт, представила новый проект HTML, HTML 3.0. Он включал в себя множество новых и улучшенных возможностей для HTML и обещал веб-мастерам гораздо более широкие возможности для разработки своих страниц. К сожалению, браузеры ужасно медленно внедряли какие-либо новые улучшения, добавляя лишь несколько и опуская остальные. Частично этот сбой можно объяснить масштабами капитального ремонта, и поэтому спецификация HTML 3.0 была оставлена.К счастью, ответственные люди отметили это, и поэтому будущие улучшения всегда были модульными. Это означало, что их можно было добавлять поэтапно, что упростило разработку браузеров.
HTML 3.2
Специфичные для браузера теги продолжали появляться, и становилось все более очевидным, что необходимо найти стандарт. С этой целью Консорциум Всемирной паутины (сокращенно W3C) был основан в 1994 году для стандартизации языка и поддержания его развития в правильном направлении.
Их первая работа носила кодовое название WILBUR, а позже стала известна как HTML 3.2. Это было приглушенным изменением существующих стандартов, оставляя многие важные шаги вперед для более поздних версий. Большинство тегов расширений, которые были введены Netscape (и, в меньшей степени, Microsoft), не вошли в эти новые стандарты. Вскоре он стал официальным стандартом в январе 1997 года, и сегодня практически все браузеры его полностью поддерживают.
HTML 4.01
HTML 4.0 был большой эволюцией стандартов HTML и последней версией классического HTML. В начале разработки он имел кодовое название COUGAR. Большая часть новых функциональных возможностей, представленных на этот раз, взята из злополучной спецификации HTML 3.0, а также множество обрезков старых тегов, упор на интернационализацию и поддержку нового поддерживающего языка представления HTML – CSS (каскадных таблиц стилей).
HTML 4.0 был рекомендован консорциумом W3C в декабре 1997 года и стал официальным стандартом в апреле 1998 года. Поддержка браузеров была на удивление серьезна в Microsoft в своем браузере Internet Explorer, а ведущий на рынке IE5 (и нынешний преемник IE6) отлично поддерживает почти все новые теги и атрибуты. Для сравнения, ужасно ошибочный Navigator 4.7 от Netscape был неуместен, когда дело доходило до HTML 4.0 и даже базового CSS. Однако современные браузеры – это значительное улучшение.
После того, как HTML 4.0 был выпущен ненадолго, документация была пересмотрена и исправлена несколькими незначительными способами и получила название HTML 4.01, окончательная версия спецификации.
XHTML 1.0
Ближе к началу 21 – го века W3C выпустил свою спецификацию из XHTML 1.0 в качестве рекомендации. С 26 января 2000 года он является совместным стандартом с HTML 4.01. XHTML знаменует собой отход от того, как работали новые спецификации – это совершенно новая ветвь HTML, включающая в себя строгость XML, так что этот код должен быть правильно написан, чтобы он работал, когда он попадает в браузер читателя.
В XHTML было не так много новых или устаревших тегов и атрибутов, но некоторые вещи были изменены с целью повышения доступности и функциональности. В основном это просто новый набор правил кодирования.
HTML5
После HTML 4.01 и XHTML 1.0 ребята, которые контролировали направление HTML, отвлеклись, работая над новым предложением для XHTML 2. В то же время умные веб-разработчики постоянно вводили новшества, внедряя новые функции в веб-сайты и браузеры. Путь, по которому шел XHTML 2, стал казаться скучным и нереалистичным, и стало ясно, что нужен новый подход.
Примерно в это же время группа прагматичных фанатов веб-технологий, программистов браузеров и разработчиков спецификаций начала создавать что-то свое, выходящее за рамки обычных процедур W3C. Они назвали себя Рабочей группой по технологиям веб-гипертекстовых приложений (WHATWG) и разработали новую спецификацию. После некоторого самоанализа W3C решил, что за HTML по-прежнему будущее Интернета. XHTML 2 был прекращен, и HTML5 стал новой спецификацией, в которую должны быть вложены все усилия.
HTML5 разработан для Интернета как сейчас, так и в будущем. Это спецификация, над которой мы будем работать как минимум в течение следующего десятилетия, поэтому процесс ее разработки относительно медленный и продуманный. Многие части будут вам знакомы, но есть также много новых элементов, атрибутов и способностей, которые могут вас заинтересовать. Вы можете проверить последнюю версию спецификации, если хотите узнать все подробности.
Во всех уроках по HTML-коду, я буду обучать, используя стандарт HTML5. Процент людей, использующих современные браузеры, сейчас достаточно высок, чтобы безопасно создавать сайты с использованием новых элементов и таблиц стилей HTML5.
Подробнее о том, что такое HTML.