Яндекс претерпевает не лучшие времена и не стоит объяснять почему. Тем не менее, вопрос о получении высокого ИКС до сих пор волнует если не тысячи, то уж точно сотни владельцев сайтов в сети.
Почему? Все просто: выше ИКС — выше сайт в выдаче по своим ключевым запросам (а сейчас еще и дополнительный фактор появился — Яндекс стал единственным в России источником монетизации сайтов — Адсенс-то ушел). Но так ли это, от чего на самом деле зависит ИКС вашего ресурса и как его повысить — поговорим в этой статье.
Основы
Я думаю, не стоит в очередной раз пояснять что такое ИКС, как он пришел на смену ТИц (Тематический Индекс Цитирования) и делать прочие банальные исторические справки. Вместо этого мы перейдем к актуальным основам, иначе говоря, разберемся от чего зависит ИКС.
Яндекс не дает точной информации на этот счет, просто упоминая с самого релиза новой системы оценки сайтов, что ИКС — это некий объективный показатель качества сайта, который включает в себя совокупность множества параметров сайта: посещаемость, ссылочный профиль, поведенческие факторы, скорость загрузки и другие.
При расчете индекса качества учитываются размер аудитории сайта, степень удовлетворенности пользователей, уровень доверия к сайту со стороны пользователей и Яндекса, а также другие критерии. Для расчета используются данные сервисов Яндекса.
Яндекс Вебмастер
Что касается экспертной оценки того, от чего зависит ИКС, то мнения очень разнятся: от того что на показатель по-прежнему в основном влияет ссылочный профиль, до того что Яндекс теперь как Гугл — в первую очередь оценивает скорость загрузки на мобильных устройствах.
Правда она либо где-то посередине, либо спустя уже много лет существования показателя (по меркам суммарного возраста интернета) можно определённо сказать, что ИКС на 99% процентов зависит от посещаемости ресурса. Такого мнения придерживаюсь и я, а что бы моя точка зрения не была субъективной и подкрепленной только общими формулировками, я предлагаю взять несколько сайтов и посмотреть как их посещаемость влияет на ИКС.
Важная ремарка: Посещаемость влияет на ИКС не сама по себе, а в том числе, в пределах тематики сайта. То есть, чем больше аудитория сайта именно в своей тематике, тем выше ИКС. Сайты не связанных между собой тематик не конкурируют и соответственно расчет показателя для них будет разным — такие выводы тоже можно сделать вполне уверенно, посмотрев на выборку сайтов по тематикам.
Давайте возьмем коммерческие сайты в тематике прокси-сервера первыми:
Запрос — Купить Прокси Сервер. Первым нам выдается vc.ru — 14900 ИКС, хотя и не является даже продавцом прокси серверов. Второй сайт proxy6.net — 1500 ИКС. Остальные сайты на первой странице делят оставшиеся не рекламные места с показателем 700-300 ИКС.
Теперь давайте возьмем некоммерческий запрос — Что Такое Прокси Сервер. Первый Яндекс нам выдает сайт РБК с 52000 ИКС (хотя это даже не основной сайт, а его поддомен). Дальше идет гигант интернета Википедия и следом за ней сайт Таймвеба с 14000 ИКС. Дальше показательно расположился LifeHacker.ru с 12000 ИКС и далее по нисходящей.
Хотя для выводов мы сделали достаточную выборку, давайте все же возьмем еще пару ниш:
Коммерческий запрос — Купить Одежду. Первый сайт – АлиЭкспресс с неистовым значением ИКС в 56000. Дальше Joom и Yoox с показателями 12700 и почти 6000 соответственно. Как это было в первых двух примерах, ИКС поисковой выдачи ниже также планомерно падает.
Коммерческий запрос — Купить Грушу Сладкую. Первым тут Яндекс выдает сам себя, хотя на маркете у него груши не продаются — признак отсутствия сильных сайтов в выдаче (но не всегда). Дальше у нас идут сайты от 3000 ИКС (макс.), с его уменьшениям по мере продвижения к концу первой страницы поиска.
Как мы видим из приведенного множества сайтов, догадка или утверждение о том, что ИКС почти полностью зависит от посещаемости вашего сайта подтверждается. На возможном не лучшем примере с грушами также видно, что показатель по сайтов по продаже и выращиванию фруктов в среднем ниже, чем в более популярной тематике IT — так подтверждается наше примечание, данное выше.
Как повысить ИКС
Получается, мы находимся в порочном круге: высокий ИКС — «высокая» выдача, низкий ИКС — «низкая» выдача. Но вырываться как-то надо и есть несколько способов:
- Нетривиальный: Покупать рекламу на сайт — на практике замечено, что контекстная реклама повышает ИКС сайта. В последствии можно отказаться от нее, изменив стратегию дальнейшего продвижения, когда сайт вылез из песочницы и глубокого запаса на дне поисковой выдачи. Да, есть высоко конкурентные запросы по 300-1000 рублей за клик, а то и выше, но некоммерческие запросы стоят от 0,40 рубля за клик! За 50 рублей в день можно вполне себе получить за пару месяцев 30-70 ИКС.
- Обычный: подгонять на сайт ботов, добавлять ссылок в социальных сетях, добавлять переходов по этим ссылкам. Такой метод тоже работает и не то что бы идеально себя зарекомендовал, но делая все аккуратно и без большой «жадности», можно добиться подростания ИКС.
- Не для всех: У вас есть продвинутый канал в социальных сетях? Отлично! Это ваш шанс выйти на высокий уровень и с вашим сайтом. Привлекайте аудиторию на сайт, «заставляйте» проводить на нем время и наблюдайте за ежемесячным ростом популярности сайта и его ИКС.
- Хороший способ: его по другому и не назовешь, потому что это чуть ли не единственный условно-бесплатный, качественный и честный способ вырастить у сайта ИКС. Он заключается в контенте, который ориентирован на узкие, низко-частотные запросы. Разумеется, можно начать и с высокочастотных запросов, однако конкуренция по ним такая, что сайт может получать свой первый ИКС годами. Поэтому лучше взять свою тематику и в ней собрать максимально большое количество слов с 0-300 запросами в месяц, и писать по ним качественные объемные статьи.
Я думаю, что каждый сможет найти то что он может себе позволить. Комбинировать несколько способов также можно — никто этого не запрещает.
Дополнительные факторы
Я решил также перечислить отдельно некоторые факторы, которые в той или иной степени влияют на ИКС сайта, а также на его поведенческие факторы. Работая и улучшая каждый из этих показателей (и технических моментов), вы сможете добиться существенного повышения оценки сайта поисковыми системами (в том числе и Яндексом) и, соответственно, забрать ТОП поиска с растущим иксом:
- Скорость сайта;
- История домена (кстати более подобно про историю домена можно прочитать здесь);
- Поведенческие факторы;
- Белое и Черное SEO;
- Качественный контент на сайте;
- Наличие представительства сайта в социальных сетях;
- Социальные сигналы;
- Ссылочный профиль сайта;
- Наличие зарегистрированного товарного знака, компании, или брендовых запросов вашей компании в поиске;
- Реклама на сайте;
- Файлы для скачивание и их отсутствие;
- Некоторые другие.
Более подробно про ИКС можно прочитать также на сайте Яндекса: https://yandex.ru/support/webmaster/site-quality-index.html?
Заключение
Следует заметить, что гнаться за ИКС как таковым не стоит. Он обязательно придет, если ваш сайт будет живым, технически совершенным, интересным для аудитории. К этому же можно добавить, что есть и более объектные показатели «крутоты» вашего сайта, следует не забывать и о них в погоне за высоким ИКС.